2017-6-1 00:17 |
В числе тех, кто пожелал увидеть фильм за сутки до его выхода в прокат, в кинотеатре "Октябрь" появились: Кирилл Серебренников (режиссер впервые вышел в свет после злополучных событий), Светлана Бондарчук, Елена Лядова и Владимир Вдовиченков, Алексей Учитель, Анна Михалкова, Ингеборга Дапкунайте, Марина Зудина, Ольга Сутулова, Анна Меликян и другие.
Ленту представили исполнители главных ролей - актеры Марьяна Спивак ("Сын отца народов"), Алексей Розин ("Елена") и Марина Васильева ("Как меня зовут"), продюсер Александр Роднянский, другие создатели и, конечно, режиссер "Нелюбви" Андрей Звягинцев, за несколько часов до этого давший пресс-конференцию по случаю выхода фильма в прокат. Подробнее - в материале Дарьи Лабутиной.
В Каннах фильм Звягинцева отметило жюри в составе таких корифеев, как Педро Альмодовар, Паоло Соррентино, Пак Чхан Ук и Марен Аде. В четверг, 1 июня, фильм представляют российскому зрителю. Примечательно, что 1 июня - день защиты детей.
По сюжету главные герои фильма (Марьяна Спивак и Алексей Розин) разводятся, создают новые, кажется, дающие надежду на счастье, семьи, продают квартиру. А их 12-летний сын Алеша остается на распутье. Никто из родителей не хочет забирать ребенка в новую семью как напоминание о жизни прошлой, неудавшейся. В перебранках обсуждают будущую судьбу ребенка - интернат. В летнем лагере понравилось, и в интернате будет о'кей. Так рассуждают они, но верят ли сами в это - вопрос.
Их тоже можно понять. Все хотят быть счастливыми и не хотят отвечать за ошибки молодости: героиня Женя вышла замуж по необходимости, чтобы съехать от матери, которая пилила и ни разу не приласкала. "Человек становится в таких отношениях средством, а не целью", - говорил Андрей Звягинцев в одном из интервью. Подробные интимные сцены, в которых разворачиваются альтернативные отношения главных героев с их новыми пассиями, доказывают: это чувствующие люди, которые умеют любить. Наконец каждый из них нашел нужного человека.
Кажется, развод и оставшийся от первой, неудавшейся жизни ребенок - последнее препятствие на пути к долгожданному счастью героев. Но жизнь готовит им настоящее испытание, по сравнению с которым все прежние дрязги покажутся ерундой. Пропадает их сын, Алеша.
Исполнитель главной мужской роли в фильме Алексей Розин
Новый фильм Звягинцева об ответственности, которую не хотят нести взрослые, по чьей вине страдают дети. Об атмосфере "нелюбви", ненависти между людьми, о равнодушии и цинизме. И в то же время, о любви и доброте, которой еще находится место в нашей жизни.
Мы снимали фильм для того, чтобы зритель пришел домой и крепко обнял своих близких, - рассказал на пресс-конференции Андрей Звягинцев. - Обратились с сердечным посылом к эмпатии, к объединению, состраданию, сочувствию и уважению друг друга.
Я не знаю, может ли человек понять вообще, что такое любовь, - задумалась исполнительница главной роли, актриса театра "Сатирикон" Марьяна Спивак. Мы все ее ищем и все хотим быть любимыми, любить. Ее невозможно ни назвать, ни объяснить. Она есть везде, она в воздухе. Название фильма "Нелюбовь" означает только то, что любовь существует. Это как атеисты своим отрицанием Бога только подтверждают его наличие.Команда фильма "Нелюбовь" на премьере в Москве
Про Бога и религию в фильме тоже есть. Это не беспросветная темнота, как в "Левиафане", где Бог человека проверяет на прочность, а скорее, иллюстрация пословицы "не гневи Бога", наказание за безответственное отношение к жизни.
Другой персонаж фильма - безответная и равнодушная, вечная природа. Оператор Михаил Кричман, постоянный соавтор Звягинцева, рисует поэтичные русские пейзажи зимнего, одинокого города. Комплиментарно, хотя и элегически выглядит на этих почти акварельных этюдах Южное Тушино с лесами, озерами и небоскребами. Кажется, уютно здесь только птицам. Снег, который идет фоном на протяжении всего фильма, словно проникает сквозь огромные прозрачные окна роскошно обставленных квартир. В этих комфортабельных интерьерах героям неприютно живется, без семейного-то очага. Уют - категория внутренняя, а не внешняя.
Не имеет значения, что дальше будет с героями, - заявил Звягинцев. - На экране только тени наших страхов, наших сомнений, мечтаний и снов. Дальше дело за зрителем. Наша цель - чтобы фильм попал в сердце, в сознание, во все возможные фибры души, чтобы зрители задумались о собственном уделе, получили инъекцию.
Еще одним фоном, мешающим навести уют, становятся СМИ, в которых только и говорят, что о конце света да о войне на Украине. Герои воспринимают новости о гуманитарной катастрофе с одинаково равнодушным лицом, с каким они вполглаза смотрят глупые ток-шоу. Они уже не обращают внимания на лишние напоминания о том, что трагедии в мире происходят каждый день и случиться могут с каждым. А градус ненависти и цинизма в обществе тем временем повышается.
Вместо живого общения герои отгораживаются друг от друга соцсетями и мессенджерами. Сатирически выведены в фильме поклонники селфи и фото еды в инстаграм, подменяющих наслаждение реальными моментами.
Но общий пессимистичный настрой, в отличие от "Левиафана", компенсируется надеждой на человеческие возможности. По сюжету фильма искать Алешу помогает поисковый отряд добровольцев, реально существующий "Лиза Алерт", в который за один только 2016 год поступило - страшно представить - 6000 обращений о пропаже. В 86% случаев поисковые операции закончились успешно. Такие отряды существуют по всей стране, только в Москве количество участников насчитывает тысячи...
Это настоящие герои нашего дня, - отметил Звягинцев. - Когда государство в апатии и не знает, нужно ли помогать согражданам в каких-то вопросах, люди сами помогают себе. Это выход из положения.
Мы верим в то, что у кинематографа есть магическая функция, - поделился продюсер картины Александр Роднянский. - Кино дает людям, пришедшим в кинозал, возможность прожить жизнь других за два часа, обрести иной опыт и в результате изменить собственную жизнь. Хэппи-энд не обязательно должен быть на экране, он может быть вынесен в жизнь.
Александр Роднянский на премьере фильма "Нелюбовь"
Александр Роднянский на премьере фильма "Нелюбовь" в Москве
Картину, созданную в копродукции с Францией, Бельгией и Германией, закупили для проката во всех странах мира.
Она воспринимается как универсальная картина, способная зваться своей в любой стране, - объяснил такой успех Роднянский. - Ее не надо переводить, интерпретировать. Фильм "Нелюбовь" касается людей всего мира, поэтому они плачут и переживают точно так же, как это будет происходить, я надеюсь, с нашей аудиторией.
Сегодня, 1 июня, фильм "Нелюбовь" выйдет в рекордном для Звягинцева количестве кинотеатров по всей России.
Мы не верим в целевые аудитории, - отметил Роднянский. - Я убежден, что точно так же, как в разные минуты нашей жизни мы читаем разные книжки, так и в каждом человеке живут разные зрители. Фильмы Звягинцева не герметичны: там не надо разбираться в прихотях языка, извилистых драматургических решениях - просто нужно включиться и проделать внутреннюю работу.
Вспоминаются кадры из фильма, где члены поискового отряда расклеивают объявления о пропаже ребенка по всему городу. Вот так кто-то пройдет и не заметит, кто-то прочитает из любопытства. А кто-то пойдет и присоединится к поискам. Таким объявлением, в глобальном смысле, отчасти стал и фильм Звягинцева.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...