2015-5-17 15:40 |
17 мая - финал Чемпионата мира по хоккею, а 18-го - премьера фильма "Слава" о Вячеславе Фетисове. Представляем интервью с исполнителем главной роли Евгением Прониным.
Сегодня, 17 мая, в Чехии пройдет финал Чемпионата мира по хоккею 2015 года: сборная Россия сразится со сборной Канады, и, конечно, все мы надееся на победу. Выдающиеся результаты наших хоккеистов - своего рода константа, и, навреное, поэтому хоккей уже не первый год становится источником вдохновения для отечественных кинематографистов. Успеха среди зрителей и критиков добились спортивная драма "Легенда № 17" с Данилой Козловским и сериал "Молодежка", который продюсирует Федор Бондарчук. Кроме того, в прошлом году документальный фильм "Красная армия" о легендарной пятерке (Владимире Крутове, Игоре Ларионове, Сергее Макарове, Вячеславе Фетисове и Алексее Касатонове) был представлен лично Фетисовым на Каннском кинофестивале.
В понедельник, 18 мая, на экраны выйдет четырехсерийный художественный фильм о Фетисове "Слава", который покажет Первый канал. Роль главного героя досталась актеру Евгению Пронину, известному по картине Алексея Германа-младшего "Гарпастум", с которой когда-то началась кинокарьера Данилы Козловского, звезды другого "хоккейного" фильма - "Легенда №17". Также Пронин знаком зрителям по многосерийным художественным лентам "Разведчицы" и "Штрафбат". Мы встретились с Евгением, чтобы узнать о том, как велась работа над "Славой", как он вживался в роль Фетисова, и чем этот фильм будет отличаться от предыдущих "хоккейных" хитов.
"Слава" - это сериал скорее про хоккей или все же про человека?
Этот фильм - жизнеописание человека. В нем мы рассказываем все, что происходит с главным героем с примесью некого художественного вымысла. Это лента о судьбе очень интересного человека, с которым произошло очень много разных коллизий и происшествий. Помимо того, что он стал чемпионом мира и олимпийским чемпионом, судьба его порядочно "побила". Поэтому для кино он стал интересным персонажем.
А вы встречались с самим Вячеславом Александровичем и обсуждали эту картину?
Встречались. Долгое время он вообще не хотел, чтобы о нем снимали фильм. Его Алексей Пиманов (продюсер сериала - прим. ред.) уговорил на эту картину. Поскольку они друзья, Алексей смог настоять, хотя Вячеслав - скромный человек, и сам съемкам фильма противился. Он говорил: "Зачем это? Уже есть "Легенда №17", мы пойдем по их стопам". Потом, уже после того, как он согласился, были долгие корректировки сценария, долгие поиски актера, которые заняли где-то полгода. Была набрана съемочная группа, были известны актеры второго плана, но не было самого Фетисова. Потом как-то все разрешилось.
Он говорил, каким бы хотел видеть себя в этом фильме?
Когда мы встречались, он сказал только одну фразу, которая меня очень позабавила: "Я хочу, чтобы он просто был крутым!" Я тогда ответил: "Да, конечно, мы сделаем вас крутым!" (смеется) Еще он рассказывал, как бывал в Белом доме, встречался с Клинтоном и так далее. Фетисов - настоящий мужик. Но он не объяснял мне, как воплотить его на экране. Скорее это я допытывался до него, спрашивал, есть у него какие-то привычки? Например, кто-то теребит телефон, кто-то немного заикается, кто-то надевает очки... Меня интересовало, что свойственно ему? Он ответил, что ничего такого нет, а вот Алексей Пиманов сказал, что он часто перебирает пальцами по столу, когда волнуется. В кино я это раза два-три использовал: в сцене встречи с генералом, например, которая состоялась еще до его отъезда в НХЛ.
Отмечу, что в фильме мы делаем образ Фетисова более эмоциональным. Вячеслав в жизни достаточно сдержанный человек, как в словах, так и в эмоциях. А мы все-таки его делаем более "выпуклым", более темпераментным. Фетисов - закрытый человек, он может в себе что-то переживать, а мы его показываем по-разному. Но есть и такие сцены, в которых я прямо взрываюсь!
Как снимали хоккейные сцены? Вы специально занимались с тренером?
Перед началом съемочного периода у нас было две недели подготовки именно на льду - с нами занимались те же тренера, которые до этого работали на "Легенде №17". Но там была немного другая ситуация: Даня (Данила Козловский - прим. ред) до съемок вообще не стоял на коньках, его ставили с нуля. А я катаюсь достаточно хорошо - пусть не на коньках, а на роликах, но принцип похожий. Зато у меня не было никаких навыков работы с клюшкой! Я мог кататься, делать пируэты, но вот работать с клюшкой совсем не мог. Когда мне дали ее в руки, я не знал, как себя вести. Но за две недели я все "подтянул", в кино даже есть кадры, в которых я "щелкаю", как профессиональный заправский хоккеист.
Щелчок - это сильный удар клюшкой по шайбе, после которого она поднимается со льда и летит прямо в сетку. Помимо этого приема, мы разработали и другие, силовые, а такэе схемы на льду и связки с другими членами команды. Интересно, что в фильме показано много международных матчей, в которых наших соперников играют настоящие профессиональные игроки. От них я тоже выучил некоторые примочки: подкидывать, ловить - как фокусник в цирке. Хоккейные сцены вообще сложно снимать - как операторам, так и актерам. Дубль за дублем тяжелые нагрузки, поэтому физическая подготовка должна быть хорошая.
Вам вообще этот вид спорта был интересен до фильма?
Я всегда любил "Детройт". Я рос как раз в 90-е годы, и видел, как играла великая пятерка! Сейчас хоккей мне менее интересен. Но с тех пор как я начал сниматься в этом фильме, я ловлю себя на том, что засматриваюсь на матчи. Например, я переключаю каналы и, если там идет хоккей, то останавливаюсь, оцениваю, как действует вратарь, что делают игроки. Появился снова интерес! Плюс некоторые мои друзья-артисты играют в актерской хоккейной команде, даже меня уже приглашают в состав. Но я пока занимаюсь роликами для себя, люблю кататься летом в Парке Горького или по Воробьевской набережной.
В аннотации фильма сказано, что он воспитывает дух патриотизма. Каким образом?
Самый прямой ответ заключается в том, что Фетисов - наш герой. Этот человек прославлял нас много-много лет на международной арене, а потом стал тренировать олимпийскую сборную. Не это ли патриотизм? И не надо забывать, что Вячеслав - сам патриот своей родины, потому что он вернулся! Он мог бы остаться там и прожить свою жизнь без проблем за океаном. Тем не менее, он вернулся в Россию, открыл много детских школ и занимается другими общественными делами. Хотя я не очень знаком с этой его стороной - работой в качестве чиновника.
Вы несколько раз уже упоминали "Легенду №17". Чем "Слава" будет отличаться от нее?
Во-первых, судьбы героев совершенно разные: у Харламова - своя, а у Фетисова - своя. Причем не менее трагическая, ведь с Вячеславом произошло много трагедий. Две явные - это когда он потерял брата и потерял своих коллег -спортсменов и друзей. Плюс у него шла постоянная борьба с системой, с тем, что его поставили на скамейку запасных и сказали: "Тебе 31 год, куда ты лезешь? Ты всего достиг, есть квартира и так далее. Зачем тебе? Хочешь прыгнуть выше головы?" Он же отрицал это, говоря, что есть еще высоты, которые ему интересны. Были эти "терки" с Министерством спорта, которое не пускало его и забирало большую часть гонорара. Потом он наплевал на всех и сделал так, как хочет. Поступил, как настоящий мужик!
Короче говоря, наш фильм не про хоккей. Это скорее личная история человека, а хоккей - это сопровождение, работа, хобби, страсть. Но у нас его не так много.
Какая сцена была самой сложной? Из тех, что вы уже сыграли?
У нас, откровенно говоря, что ни сцена, то подвиг. (смеется) Конечно, очень непростыми были, например, эмоциональные эпизоды, в которых раскрываются отношения с мамой, с командой. Но самая сложная история, наверно, была с генералом. Это было, когда Фетисов принимал решение не сдаваться, когда он не хотел спиваться, как другие, под забором. Он не хотел заканчивать свою карьеру, а собирался продолжать ее дальше. Эта сцена такая эмоциональная, потому что генерал там на меня кричал. Я пыхтел-пыхтел, а потом вставал и говорил ему, все, что я о нем думаю.
По сути, весь фильм очень эмоциональный. Просто эмоциональность бывает разная. Можно кричать, сопеть, молчать - все это разные эмоции. Отношения с Тарасовым - одна эмоция, возвращение после травмы - другая. Никогда не знаешь, что тебя ждет дальше, а у Фетисова поворотов судьбы было достаточно: проблемы с позвоночником, аварии, недоверие тренера. В фильме идет постоянная борьба со всем, с чем только возможно!
У Фетисова была куча поклонниц, но эти девушки ему не нравились. Мама ему говорила: "Ну, когда ты женишься? Когда уже?" И вдруг он привел домой некую девушку, которая его маме сразу не понравилась. Выяснилось, что его возлюбленная Лада замужем за другим спортсменом. Однако он продолжал ее добиваться и победил. Он по жизни всего добивался!
Вы сказали ранее: "Что ни сцена, то подвиг". А несколько лет назад говорили в интервью, что съемки в российском кино - это всегда комедия. Изменилось ли что-то с годами?
Мы двигаемся, двигаемся вперед. (смеется) Еще многое предстоит, многое нужно сделать. Но в целом какой-то прогресс есть.
А что именно плохо у нас?
Не могу сказать, что мне не нравится что-то конкретное, это же моя работа, мой воздух, мое хобби. Но в нашем кино, неважно - в продюсерском или авторском, не всегда отдается отчет, что нужно делать и каким средствами этого достигать. К сожалению.
Подготовительный период недостаточно большой, если сравнивать с зарубежными аналогами. Там людям дают время подготовиться, набрать какую-то форму, построить объекты и еще много чего. Ведь когда актер выходит на площадку, его ничего не должно тревожить, он должен заниматься только своим делом! То же самое касается и режиссера - важно, чтобы он занимался только своим делом. У нас же часто на площадке царит какой-то хаос, а мы из него что-то пытаемся сделать.
Раньше был такой стереотип, в нашей стране точно, что сниматься в сериалах - это последнее дело и что сериалы ни в какое сравнение не идут с полным метром. Как думаешь, это в прошлом?
За рубежом в прошлом, но не стоит сравнивать уровень их сериалов и наших. Все-таки нам надо работать намного лучше со сценариями, да и над многими другими вещами. Между телевизионным продуктом и полнометражным фильмом и сейчас большая грань. Да и в полном метре бывает кошмар - особенно это касается всяких комедий. Я могу сидеть на них не дольше двадцати минут, и то только потому, что там снимается мой друг или знакомый. Я не знаю, для кого все это делается. Может, мне продюсером стать? (смеется) У меня есть четкий взгляд на эти вещи.
Почему вы действительно не попробуете?
Пока еще не до конца себя в кино реализовал, у меня еще есть некие замыслы, есть проекты, которые мне интересны. Когда берешься за какую-то режиссерскую или продюсерскую деятельность, то ты в этом утопаешь. Как, собственно, утопаешь и в актерстве - нельзя сидеть на двух-трех стульях сразу. Как говорил Сенека - кто везде, тот нигде. Пока я хочу еще побыть актером.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...