2016-1-15 20:10 |
В преддверии премьеры фильма "Телохранитель" HELLO.RU поговорил с режиссером Алис Винокур о революции в женском кинематографе и о настоящей современной любви.
Сегодня, 14 января, в прокат выходит драматический триллер "Телохранитель" с Дианой Крюгер и Маттиасом Шонартсом. В нем режиссер Алис Винокур переосмыслила проблему ветеранов войны, порассуждала о реалиях современного мира и рассказала свою, непохожую на другие историю любви, герои которой - солдат спецназа и жена миллионера, к которой он нанимается телохранителем.
В преддверии премьеры HELLO.RU поговорил с Алис о создании картины, о том, как она совершила революцию в женском кинематографе и что такое, в ее представлении, любовь.
Алис, расскажите, что вдохновило вас на создание фильма о солдате, страдающем от посттравматического расстройства?
Я не раз встречала в СМИ сообщения о солдатах, которые, вернувшись с войны, пытаются вновь приспособиться к нормальной жизни. Эта тема меня увлекла - фигура ветерана войны часто используется в американском кинематографе, а вот во французском еще ни разу, и я решила взять ее в разработку. Я встречалась с солдатами, и они рассказывали мне о том, как их мучают кошмары, навязчивые идеи, паразитические шумы. Многие из них не ждут от мира ничего хорошего, они постоянно психологически готовы к насилию, а потому обычная жизнь вне войны кажется им странной, и им нужно к ней привыкать.
Тема посттравматического шока оказалась мне близка - конечно, я не была в Афганистане, но со мной случилось другое страшное событие, когда я чуть не погибла во время родов. Поэтому, слушая истории тех солдат, я чувствовала с ними связь и в итоге сделала фильм на основе тех эмоциональных и физических ощущений, которые были мне знакомы.
Представляя фильм российской публике, вы сказали, что зрители увидят все происходящее глазами главного героя. Почему в качестве такого героя вы выбрали мужчину?
Мне бы хотелось, чтобы для женщин-режиссеров не осталось никаких границ, чтобы они могли создавать фильмы разных жанров. Многие убеждены, что сложным и многогранным женщина может создать только женского персонажа, но я думаю, что пришло время для женщин создавать и мужские образы. Работая с Маттиасом (Маттиас Шонартс, исполнивший в фильме главную мужскую роль - солдата и телохранителя по имени Винсент - прим. ред.), я часто шутила, что воспринимаю его как некий красивый объект подобно тому, как женские персонажи воспринимались мужчинами в кинематографе в течение многих лет. Но, конечно, это было не более чем шуткой: для меня Винсент, как и исполняющий его Маттиас, - это нечто намного большее.
Почему вы выбрали именно Маттиаса Шонартса на роль Винсента?
Потому что я думаю, он очень красив - вы согласны со мной? (Смеется.) На самом деле, разумеется, все намного сложнее. Да, Маттиас привлекателен, но не как Кевин Костнер - понимаете? Он не типичный американский телохранитель. В нем много граней, в нем есть глубина, он безупречно подходил под тот образ, который я создавала, и смог сыграть очень сложные пограничные состояния. Винсент - герой, который точно не знает, где заканчивается его паранойя и начинается реальный мир. Я думаю, это очень страшно и этот страх встал во главу угла, через его призму зрителям и показываются происходящие в фильме события. Чтобы сыграть Винсента, Маттиас глубоко погрузился в собственных демонов, он был очень смелым и буквально измучивал себя - в итоге, подобно своему герою, он даже потерял сон.
Женщину, в которую влюбляется Винсент, сыграла Диана Крюгер. Почему вы остановили выбор на немецкой актрисе?
Как режиссер, я научилась одной простой истине - иногда случай создает нечто лучшее, чем ты сам. Дело в том, что изначально сценарий был написан под иранскую актрису Лейлу Хетами - пригласив ее на главную женскую роль, я хотела максимально развести героев по разным, полярным мирам. Работать с Лейлой было непросто - она боялась, что из-за роли в этом фильме ее будут осуждать в родной стране, и в результате за две недели до съемок покинула проект. Для меня это было подобно бомбе - я понимала, что из-за этого фильм может вообще не состояться. Но потом я поняла, что на главную героиню - жену бизнесмена, которая для него подобна трофею, посаженному в золотую клетку, - гораздо больше похожа Диана Крюгер. В Диане есть две стороны - и неприступно холодная, и очень эмоциональная, она и безупречная героиня рекламы Chanel, и настоящая, живая женщина одновременно. Так родился персонаж Джесси.
Несмотря на то что главная линия в фильме - романтическая, в нем также много насилия.
Да, причем мне было важно, чтобы оно присутствовало не в качестве декоративного элемента, а было показано действительно подлинно, в лоб, по-настоящему страшно. Те солдаты, с которыми я общалась, работая над фильмом, рассказывали, что в совершенстве знают около трехсот способов убийства при помощи подручных предметов, и прекрасно владеют своим телом - по сути, на войне они превращаются в эффективную машину убийства. Поэтому начало фильма я сделала практически документальным - в составе спецназа, который работает на охране мероприятия в доме Джесси и ее мужа, задействованы настоящие снайперы, пришедшие с войны.
Однако по ходу развития сюжета эта документальная агрессия уступила место фантасмагорическим навязчивым страхам главного героя. Мне хотелось, чтобы зритель вместе с ним замечал какие-то странности и думал: я действительно увидел это или мне показалось? Было важно сделать сомнение одним из важнейших элементов этого параноидального мира.
В фильме показаны кадры из Сирии и фрагменты репортажей, в которых упоминается ИГИЛ (признана в Российской Федерации террористической организацией, ее деятельность запрещена в России по решению Верховного суда РФ - Ред.). Поэтому после последних событий картина кажется особенно актуальной.
Да, подобно моему герою, Франция и другие страны, в которых были совершены теракты, сейчас переживают посттравматический шок. Случившееся в Париже действительно напомнило мне сюжет моего фильма, и он стал еще актуальнее - потому что все произошло там, где люди не ждали ничего подобного. Действие "Телохранителя" разворачивается на роскошной вилле во Французской Ривьере - месте, которое у многих ассоциируется с комфортабельными особняками, где живут самые богатые люди мира, и с залитыми солнцем пляжами. Однако в помощь моей задумке во время съемок погода на Лазурном берегу испортилась - неожиданно началась гроза с ливнем, поднялся ветер, и такая обстановка сохранялась в течение нескольких дней. Это лишь подчеркнуло общее мрачное настроение фильма.
Кстати, фрагмент репортажа из Сирии был добавлен в фильм неслучайно. Это действительно реальные кадры, которые, рискуя жизнью, сделала женщина на камеру телефона, спрятанного в сумочке. На них запечатлена мать, провожающая в школу сына с автоматом Калашникова за спиной. Вставив эти кадры, я одновременно показала и реальную угрозу, и то, как ее переживают люди по всему миру, и отдала дань уважения и благодарности той смелой женщине, которая смогла сделать такую уникальную съемку.
Французский журнал Les Inrockuptibles назвал ваш фильм ультрасовременной историей любви. Как вы думаете, почему?
Это очень приятно, потому что я действительно хотела запечатлеть необычное состояние современного мира, который будто разваливается на куски. Неслучайно международное название фильма Disorder, что означает "расстройство", "разлад", "разрушение". Это касается и общей картины мира, и отношений между людьми, и внутреннего состояния человека. Со стороны средств массовой информации мы переживаем настоящую бомбардировку пугающими образами, любая война оказывается доставленной к нам домой. Это будоражит нас и одновременно вызывает чувство собственного бессилия - мы присутствуем в этих событиях, но ничего не можем сделать.
Моя любимая сцена в фильме - я называю ее sex scene, хотя в ней нет секса - это момент, когда герои засыпают в одной комнате перед телевизором. Пока весь мир рушится, они разделяют важные маленькие моменты. Для меня это очень сильно - что может быть более доверительным, чем заснуть рядом с другим человеком? На мой взгляд, это и есть настоящая любовь.
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...