2017-2-4 20:10 |
В 2012 году Риналь Мухаметов окончил курс Школы-студии МХАТ под началом Кирилла Серебренникова и с тех пор работает в его театре "Гоголь-центр". На сцене актер примеряет на себя самые разные образы: от самовлюбленного Нарцисса в интерпретации древнегреческих мифов "Метаморфозы" до гротескного злодея Петра Павловича из мюзикла "Хармс. Мыр". Новая роль Риналя - в блокбастере "Притяжение" - совсем иного рода.
"Как ваши дела, понравилось кино?" - спрашивает он перед началом интервью. Высокий, красивый, спортивный, улыбчивый. Улыбка вообще первое, что замечаешь при взгляде на Риналя. Он сразу располагает к себе открытостью, искренним интересом к собеседнику и ощущением внутренней гармонии. Возможно, именно эти качества и сыграли в его пользу на кастинге у Федора Бондарчука. По словам Риналя, на этих пробах побывали практически все молодые российские актеры. Но выбрали именно его.
В "Притяжении" 27-летний актер играет не условного гуманоида или непонятное существо с другой планеты - Риналь изображает сверхчеловека, такого же, как мы, но лучше, добрее, а где-то и наивнее. В его персонаже - да и во внешности самого Риналя - есть что-то от доверчивого Ихтиандра из старого фильма "Человек-амфибия". Такие герои даже в кино встречаются нечасто. Риналя сложная задача не испугала: "Я с самого начала знал, каким должен быть мой герой: где-то чуть саркастичным, где-то наивным и точно не скучным. Так оно в итоге и получилось".
В 2012 году Риналь окончил курс Школы-студии МХАТ под началом Кирилла Серебренникова и с тех пор работает в его театре "Гоголь-центр". На сцене актер примеряет на себя самые разные образы: от самовлюбленного Нарцисса в интерпретации древнегреческих мифов "Метаморфозы" до гротескного злодея Петра Павловича из мюзикла "Хармс. Мыр".
И контракт подписывал, и камеры на телефонах нам всем заклеивали. Я считаю, что это правильно. Например, я не люблю, когда в театре зрители приходят на репетиции, а потом судят о спектакле. Это все равно что пустить чужого человека на кухню во время готовки. Когда ты знаешь все подробности закулисья, сюрприза, магии не происходит. Если же говорить о секретности в нашем фильме, то это вообще чудо — сохранить интригу до последнего с сегодняшним использованием Интернета. И пусть далеко не каждому интересно, что там сыграл этот Риналь Мухаметов, я рад, что в итоге ничего не утекло в Сеть и элемент неожиданности присутствует.
Но вы-то сами сразу же знали, кого будете играть?
Да, и как раз поэтому заинтересовался: "Так-так, инопланетянин, это что-то новенькое". Записал видеопробы, и меня пригласили на встречу с Федором Сергеевичем. Наверное, сегодня фраза "Искра пробежала" звучит банально, но именно так я могу описать этот кастинг: мы как-то зацепились друг за друга и поняли, что сработаемся. Мне понравилось, что Федор Сергеевич хочет снимать смелое кино, с молодой командой, новыми лицами. К тому же у меня самого есть особенности, с которыми приходится считаться. Принимая их, режиссер соглашается на определенный риск. Федор Сергеевич оказался готов рискнуть, что для меня важно.
О каких особенностях вы говорите?
Вы, наверное, уже заметили, что я немного заикаюсь. Когда нервничаю, волнуюсь, начинаю запинаться. Некоторые даже считают это какой-то "фишкой", пиар-ходом, но это чистая правда, заикался я с самого детства. Со временем научился с этим работать, играю в кино и театре, даю интервью. Но иногда все же проскакивает что-то.
В "Притяжении" ничего подобного нет.
Справиться с заиканием мне помогает как раз то, что я делаю на сцене и в кино. Переключаюсь, играю другого персонажа. И еще — вижу, когда мне доверяют, и перестаю нервничать. А иногда случается так, что эта небольшая деталь, наоборот, добавляет моим персонажам шарма, изюминки.
А когда вы решили стать актером, не думали, что это может помешать?
Мой путь к актерской профессии вообще был не самым прямым. Родился я в поселке Алексеевское в Республике Татарстан и в юности успел реализовать, кажется, все возможные творческие порывы. И рок-музыкой увлекался, и танцы полюбил, и в местную творческую студию ходил с девятого класса. Успел позаниматься разными видами спорта, вплоть до тхэквондо, ходил на хоккей. Закончилось все тем, что я с этим набором талантов поступил в Казанское театральное училище на эстрадно-цирковое отделение: всегда любил цирк и мечтал стать клоуном. И благодаря преподавателям в училище понял, что стесняться моего заикания не нужно. Правда, в Казани я так и не доучился: на втором курсе друзья посоветовали попробоваться в Школу-студию МХАТ, где набирал свой курс Кирилл Серебренников. Я тогда даже не знал, кто это, и не хотел во МХАТ: для меня эти буквы ассоциировались с театром, который я, представьте себе, не люблю.
Не любите театр?!
Я бы сказал так: не люблю театр в традиционном его виде — "разжеванный", с длинными монологами, декламированием на публику. У меня такой темперамент, что мне больше импонирует действие, развитие, когда ты что-то конкретное делаешь здесь и сейчас, а не раскачиваешься несколько месяцев, разбирая роль до последней детали. Но в Москву я тогда все-таки поехал и поступил с первого раза — Кирилла Серебренникова мое заикание не смутило. И я попал на курс, из которого потом родилась труппа "Седьмая студия". Оказался в театре, которым раньше не интересовался, и играю в кино, хотя всегда больше любил анимацию. (Улыбается.) На этом парадоксе существую и по сей день.
Трудно было освоиться в столице?
Москва меня встретила потрясающе: во время поступления мне попадались удивительно добрые люди, которые предлагали свою помощь абсолютно безвозмездно. Например, на второй отборочный тур я ехал из Казани ночным поездом и разговорился с соседом по купе, профессором, который планировал в столице защищать докторскую. Поезд прибывал в 4 утра, и мне до начала экзаменов было некуда пойти. И этот человек просто предложил: "Куда вы сейчас, поехали ко мне, отдохнете". Я удивился, конечно, но почему-то не было никаких плохих мыслей, недоверия. И действительно отдохнул: принял душ, поспал — и поехал на экзамен. Кто знает, может, именно это придало мне сил при поступлении. Правда, когда мама об этом узнала, потом долго выговаривала мне: "Риналь, ты с ума сошел, а вдруг что случилось бы!" (Улыбается.) Я же ей ответил: "Мама, ты не права, не все люди алчны и везде ищут выгоду". Если ты хочешь видеть в других добро, то всегда найдешь его.
Вы и сейчас так считаете?
Да, я по-прежнему стараюсь верить только в хорошее. Но с возрастом, конечно, стал осмотрительнее, появился какой-то свой фильтр. Например, я не люблю нытиков и стараюсь сократить с ними общение. Понимаю, это может прозвучать грубо, да и сам я не без недостатков. Просто не хочется допускать в свою жизнь негатив.
Тогда давайте о позитивном: я слышала, что вы не так давно стали отцом. Поздравляю!
Спасибо огромное! Я уже давно мечтал о роли отца и теперь просто кайфую от своего статуса молодого бати. (Смеется.) Я присутствовал при родах, принимаю активное участие в воспитании дочки Эвии. И безумно благодарен своей любимой женщине и всем женщинам вообще за то, что благодаря им мы, мужчины, можем испытывать такое счастье. Никакая работа не принесет тебе того чувства, которое ты ощущаешь, когда нашел своего человека и создаешь с ним семью. Мне повезло: я такого человека встретил.
И как произошла эта встреча?
Это долгая история. И я опасаюсь говорить о ней вслух: счастье любит тишину. Я уже однажды был женат. Так что теперь cо своей колокольни говорю: поменьше болтайте и цените моменты, когда вы бываете с любимым человеком рядом. (Улыбается.)
С ролью отца у вас, наверное, прибавилось обязанностей.
Есть такой стереотип: ну все, у тебя появился ребенок, теперь ты домосед. Ничего подобного! Мы постоянно куда-то ездим: на фестивали, в гости… Ребенок — это радость, и все проведенное с ним время — в радость. Конечно, у меня стало больше дел, но из-за этого появилось и больше сил. Это как в спорте: чем больше ты увеличиваешь нагрузку, тем крепче становятся мышцы.
Нагрузка в театре у вас большая: вы играете сразу в нескольких спектаклях. Например, в постановке "Метаморфозы" исполняете роль Нарцисса. А вам самому такое понятие, как нарциссизм, близко?
У меня раньше была дурацкая привычка смотреться в окна автомобилей. А уж о том, в каком виде я поступал в Школу-студию, лучше и не говорить — в огромных рэперских штанах, такой накачанный мальчик с безумным количеством геля в волосах. (Смеется.) Сейчас у меня, конечно, другой стиль, но остался тот же перфекционизм и желание продумать образ до мельчайших деталей. Не знаю, можно ли это назвать нарциссизмом, — просто мне нравится, когда красиво. Я люблю носить стильные вещи, производить хорошее впечатление на женщин. Это чистая эстетика: когда мужчина ухоженный, а женщина одета со вкусом, то тебе просто приятно смотреть на них. И конечно, я понимаю, что есть вещи важнее этого — качество работы, стремление к развитию. Если ты просто весь такой красивый и не работаешь над собой, то далеко не уйдешь.
У вас есть мысли о будущем, о роли мечты? Не хотите, например, сыграть Гамлета?
Тут есть такой момент: я обожаю главные роли, но не люблю главных героев. Например, того же Гамлета. Не понимаю всей прелести этого характера: он постоянно рефлексирует, занимается самокопанием, а вокруг него в это время гибнут люди, которые пытались ему помочь. Или возьмите Печорина — сноб и эгоист, сконцентрированный только на себе. А ведь есть характеры куда более интересные — второстепенные персонажи, которые как раз ведут главных героев к моменту истины. Санчо Панса "делает" Дон Кихота, Грушницкий — того же Печорина, а короля или президента — свита. Мне лично гораздо ближе не перетягивание одеяла на себя, а работа в команде, в сцепке. Когда у каждого есть своя задача, невозможно спрятаться за чужой спиной и каждый по-своему ценен.
И что, в классической литературе нет ни одного симпатичного вам персонажа?
Почему же. Мне нравятся такие герои, как Робин Гуд, Д’Артаньян — романтические характеры, люди действия, ироничные. Хотя я бы не отказался и от роли Демона из поэмы Лермонтова. Вот это настоящая глыба! В этом произведении столько секса, страсти, красоты. Играть такую роль в театре, день за днем, — настоящий вызов. Мне кажется, из "Демона" получился бы отличный мюзикл. В создании которого я, кстати, готов принять активное участие. Так что будем надеяться, что какой-нибудь режиссер прочтет это интервью и скажет мне после: "Риналь, а давайте-ка поставим "Демона". И я начну готовиться.
Стиль: Алина Фрост, Александра Брунова. Выражаем благодарность "Гоголь-центру" за помощь в организации съемки
Подробнее читайте на ru.hellomagazine.com ...